Космо-Дамиановский мужской монастырь
Месторасположение
Монастырь расположен высоко в горах, южнее Симферополя (35 км.) и западнее Алушты (11 км). К западу от Алушты простирается территория Крымского природного заповедника. Посреди него лежит окруженная высокими горами Центральная котловина. На ее дне начинается река Альма, самая протяженная в Крыму после Салгира. Здесь же находится и источник, известный как Космо-Дамиановский, Савлух-Су («Здоровая вода»). В его воде, кроме калия, магния, марганца, содержатся литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро. При этом источнике и стоит монастырь.
Мимо проходит дорога, соединившая котловину с Алуштой и Ялтой в 1913 г.
История
Календарь Православной Церкви упоминает три двоицы св. Врачей - бессребреников Космы и Дамиана: Римских, Аравийских (Киликийских) и Азийских. Их память отмечается, соответственно, 1 (14) июля, 17 (30) октября и 1(14) ноября. Во всех трех случаях «Жития» называют св. Косму и Дамиана родными братьями, имевшими дар исцелений, проповедовавшими Христа и не бравшими платы за помощь больным. Различия заключаются в происхождении (Рим, Аравия, Азия) и судьбе братьев: первые, обратив к вере Римского императора Карина (283-284), были позднее убиты из зависти своим учителем, вторые приняли мученическую смерть за Христа в Киликии во времена императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305), третьи сподобились мирной кончины.
Некоторые западные исследователи «Житий» считают, что была лишь одна двоица св. Космы и Дамиана, и о ней «в греческой церкви по причине особенного чествования святых в разные дни по случаю перенесения мощей, освящения церквей и т. п. явились разные сказания» (цит.: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока, т. 3, Москва, 1997, с. 238-243.)
Источник Савлух-Су издавна славился как целебный. Его почитали и христиане, и мусульмане. Паломничество к источнику сопровождалось молитвенным призыванием св. Космы и Дамиана.
Об истоках этой традиции сохранилось много преданий. По одному из них, свв. Косма и Дамиан явились спавшему у источника больному пастуху и велели ему, чтобы он, во-первых, погрузился в воду для получения исцеления, во-вторых, приходил сюда ежегодно 1 июля и повторял погружение с молитвой, а в-третьих, советовал исполнять то же самое всем недужным. По другому преданию, св. Косму и Дамиана увидел здесь некий благочестивый старец, который затем нашел у источника икону этих угодников Божиих. Третье предание гласит, что один человек, возненавидев свою жену, завел ее в горы, выколол ей глаза и бросил, однако св. Косма и Дамиан явились страдалице, подвели к источнику и предложили умыться, после чего к ней вернулось зрение. У крымских жителей даже сложилось мнение, что свв. Косма и Дамиан или были убиты на полуострове и похоронены у Савлух-Су, или же посетили Крым в качестве ссыльных из Рима за веру и извели из земли своими молитвами новый источник. Четвертое из известных преданий о Савлух-Су напоминает рассказ «Жития» о гибели св. Космы и Дамиана Римских. Убийцей здесь тоже назван учитель-завистник, но добавляется, что он раскаялся и молил Бога явить на могилах братьев целебный источник, который бы вместо них служил людям. В конце XVIII в. священник Константин Спиранди нашел в земле при источнике мраморную икону с их ликами. Спустя полвека источник посетил св. Иннокентий (Борисов), осмотревший святые места Крыма после своего назначения в 1848 г. на Херсоно-Таврическую кафедру. Испрашивая в 1849-1850 г.г. разрешение на открытие монастырей в почитаемых местах полуострова, архиепископ Иннокентий включил в этот проект и учреждение обители при источнике свв. Космы и Дамиана. В 1856 г. сюда был прислан инок Успенского Бахчисарайского монастыря иеромонах (позднее игумен) Макарий (Пруцкий). Истинный подвижник, он подавал примеры благоговейной молитвы, кроткого и приветливого общения с людьми, самоотверженного труда по устройству новой обители. В 1857 г. здесь освятили малую деревянную церковь свв. Космы и Дамиана. В 1870 г. на ее месте воздвигли просторный одноименный деревянный храм. Но поскольку он не отапливался зимой, в 1874 г. братия приступила к постройке теплой церкви Преображения Господня. Позднее, в связи с кончиной о. Макария, работа на время остановилась. Похоронили игумена в Преображенском храме (1876), освященном только в 1878 г. В 1891 г. над источником соорудили каменную часовню. Кроме нее и храмов в монастыре при о. Макарии и его преемниках были также построены дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса, хозяйственные помещения. В конце XIX в. из-за частой смены настоятелей духовная жизнь обители ослабела, и в 1899 г. монастырь был преобразован в женский.
На престольный праздник 1 (14) июля в обитель стекалось великое множество богомольцев, христиан и мусульман, приезжавших со всего юга Украины и с Кавказа.
Гостиницы не вмещали всех прибывших, и возле монастыря становился табор из многочисленных повозок. В холодное время года обитель была отрезана от остального мира.
30 июля 1923 г. решением органов советской власти учреждается Крымский государственный заповедник. Его территорией объявили большое пространство к западу от Алушты, включая местность монастыря. 5 октября 1923 г. принимается постановление о закрытии обители и отводе ее под трудовую колонию. После этого в монастыре поместили колонию инвалидов. Вскоре заповедник потребовал ее выселения. Постановлением от 4 января 1924 г. обитель перешла в ведение заповедника, и колонию отселили. В том же году монастырские церкви были закрыты. На фоне описываемых перемен в обители оставалась монашеская община. Ее храмом стала бывшая просфорня. В 1928 г. обитель была упразднена окончательно. Тогда же горисполком Алушты решил разобрать на стройматериалы часовню над источником. Заповедник отстоял ее, добившись вмешательства народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского.
В монастырской усадьбе заповедник разместил свое Управление. В Преображенской и Космо-Дамиановской церквах были обустроены, соответственно, клуб и естественно-научный музей. Гостиницу использовали как турбазу для посетителей, а кельи в качестве квартир и лабораторий. Несколько лет заповедником руководил Алексей Мокроусов, известный вождь советских партизан Крыма периода Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны большинство сотрудников заповедника предпочли не эвакуироваться и помогали партизанам, которые под началом Мокроусова расположились высоко в горах. Пытаясь вытеснить партизан с территории заповедника, гитлеровцы сожгли все постройки обители. Уцелела только часовня над источником.
Впоследствии в бывшей усадьбе монастыря обустроили Центральное лесничество заповедника со служебными зданиями и жилищным фондом лесной охраны.
В 1994 г. началось возрождение обители. На сегодня в помещениях, созданных заповедником на месте прежних построек монастыря, находятся зимний храм св. Космы и Дамиана и кельи.
Святыни
В числе святынь обители — целебный источник, икона свв. Космы и Дамиана с частицей их мощей, икона Божией Матери «Иерусалимская».
Путь частицы мощей св. Космы и Дамиана в обитель был долгим. Некая частица мощей св. Космы и Дамиана принадлежала епископу Амитскому Макарию, бывшему католическому иерарху. Он сподобился получить ее еще до перехода в Православие. От своей частицы мощей владыка Макарий уделил часть арабскому священнику Спиридону Саруфу, известному на Ближнем Востоке православному миссионеру. Вдова о. Спиридона вручила унаследованную от супруга частицу мощей своему сыну Георгию, когда тот уезжал из Иерусалима учиться в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Опекаемый семьей президента Академии, Петра Дубовицкого, Георгий уделил в 1859 г. часть мощей св. Космы и Дамиана жене своего наставника, Марии Дубовицкой. В 1861 г.от частицы, подаренной Саруфом, Дубовицкая уделила часть Инкерманскому монастырю. Оттуда святыня была доставлена архиепископу Таврическому Алексию, который в 1862 г. перенес ее в Космо-Дамиановскую обитель. 1 июля 1862 г. (в престольный праздник монастыря) владыка Алексий лично вложил частицу мощей в икону св. Космы и Дамиана в одном из храмов обители. Эта икона считалась утраченной после закрытия монастыря. В недавнее время выяснилось, что образ долгие годы хранился у одной благочестивой женщины, которая передала его Свято-Троицкому кафедральному собору (ныне монастырь) в Симферополе. 14 июля 1996 г. святыня была возвращена в Космо-Дамиановскую обитель.
Икона Божией Матери «Иерусалимская» написана на Святой Горе Афон, как копия хранящегося там одноименного образа, специально для Космо-Дамиановского монастыря, и прислана в него в 1907 г. Образ возвращен в обитель в 1995 г. клириком Свято-Петропавловского собора г. Симферополя протоиереем Иаковом Жилой.